Привод 4×4 – когда он полезен?
Полный привод имеет много преимуществ. Сегодня это решение стало очень популярным – его можно найти во многих автомобилях популярных марок. Полный привод больше не используется только на внедорожниках. Модели с таким типом привода можно найти практически в каждом сегменте автомобилей. Конечно, привод 4×4 связан с безопасным вождением в труднопроходимой местности, но он также может быть полезен в повседневных ситуациях.
Механический полный привод с редуктором имеют только внедорожники, например, Jeep Wrangler, в то время как постоянный привод 4×4 – в основном, люксовые и спортивные автомобили, например, Audi R8. Более популярные модели оснащены автоматическим приводом 4×4 (часто называемым «умным»), который дешевле в производстве и не увеличивает расход топлива. В этой компоновке отсутствует центральный дифференциал, но имеется многодисковая муфта Haldex, расположенная на дифференциале задней оси. Когда компьютер сочтёт это необходимым, сцепление должно будет быстро включить задний привод. Электроника в сочетании с датчиками ABS определяет, какой крутящий момент Haldex будет передавать на задние колёса. Переключение на задний мост – очень плавное и не заметное для водителя.
Турбированные двигатели современных автомобилей достигают гораздо более высокого крутящего момента, чем силовые агрегаты десятилетней давности. Тем не менее, модели с передним приводом не могут в полной мере использовать его и быстро трогаться с места (особенно на мокром асфальте), поскольку система контроля тяги тормозит проскальзывающие колёса. Иначе обстоят дела в случае автомобилей с колёсной формулой 4×4. Здесь электроника управляет многодисковой муфтой, которая распределяет приводной крутящий момент между осями, чтобы шины могли максимально использовать его. Интересно, что при резком старте с места больший крутящий момент передаётся на колёса задней оси, которые затем сильнее нагружаются, а потому имеют большее сцепление.
Полный привод помогает водителю не только при езде за пределами асфальта и в непогоду. Мы также ценим его при динамичной езде по извилистым дорогам. Из-за того, что крутящий момент привода распределяется между отдельными колёсами, они получают ровно такое количество энергии, которое они могут использовать в данный момент. Колёса, которые не могут передавать крутящий момент на асфальт, тормозятся электронной блокировкой дифференциала EDS, в работе которой используется и система ESP. В результате машина едет более плавно и стабильно.
С каждым когда-то это было – движение автомобиля по мокрой траве или выезд с заснеженной парковки. Привод 4х4 будет полезен в этой ситуации, но только если мы сможем правильно его использовать. Наиболее эффективный способ преодоления препятствия – накрутить обороты двигателя и быстро отпустить педаль сцепления (или тормоза в автомобиле с автоматической коробкой передач). В результате таких действий крутящий момент распределится на все колёса в один момент, и автомобиль тронется без проблем (в переднеприводном автомобиле быстрый старт на снегу или мокрой траве будет гораздо более сложным, поскольку колёса могут начать буксовать).
Система полного привода оправдает себя при преодолении луж и больших неровностей, например, при движении по грязной грунтовой дороге к озеру.